Страницы

вторник, 30 сентября 2014 г.

Скраповедение. Херитаж, винтаж и ретро. Этап 2. 1941 - 1955 гг. Дела бумажные или дополнительный материал в дело.

Всем, всем здравствуйте!
Вот и пришло время для второго этапа. 


Но вначале хочу сказать огромное спасибо всем, кто решил принять участие в первом этапе. Сегодня до конца дня линки будут открыты, так что добавляйтесь, кто ещё не добавился))
А пока я хочу напомнить правила для вновь присоединившихся участников проекта.
1. Быть читателем блога ТМ Мемуарис.
2. Выполнить задание этапа (кстати, присоединиться можно на любом этапе, главное, чтобы к концу курса были выполнены все пять уроков).
3. Добавить в линки ссылку на пост с выполненным уроком, работа должна быть новой, опубликованной после выхода задания. На втором этапе линки будут открыты по 14.10 включительно.
4.  В посте и на боковой панельке разместить баннер Скраповедения.

Херитаж, винтаж и ретро. Этап 2. 
1941 - 1955 гг. Дела бумажные или дополнительный материал в дело.
(30.09 - 14.10)


На первом этапе мы делали страничку, используя только фотографию и скраповые материалы, а также старили эти материалы с помощью кофе. Сегодня же задача будет посложнее, но и интереснее одновременно. Надо будет использовать в работе документальные материалы и готовые надписи, а также поработать с красками. Но не стоит пугаться, это не так сложно как кажется на первый взгляд. 
Но сначала я хочу обратить внимания на события, происходившие с 1941 по 1955 год. 


На этот период пришлось одно из самых суровых испытаний для людей - война. Война расколола семьи: одни ушли на фронт, другие остались ждать, первые сражались на фронте, а вторые трудились в тылу, кто-то остался, а кто-то эвакуировался, одни оказались в блокадном кольце, а другие на оккупированной территории. И, единственное, что связывало людей между собой, так это письма. Их очень-очень ждали и в тылу и на фронте. Получив письмо, радовались и читали и перечитывали по несколько раз своим родным, друзьям и знакомым, соседям. А на фронте письма из дома от родных и близких были огромной поддержкой для солдат. Вот и работала военно-полевая почта несмотря ни на что. 
Конверты в войну были в большом дефиците, поэтому письма складывались треугольником.
Они не заклеивались, так как их должна была прочитать цензура (подозрительные места вымарывались чёрной краской, а на письме ставился штамп «Проверено военной цензурой»), почтовая марка была не нужна, адрес писали на наружной стороне письма. 
Видя в руках почтальона солдатский треугольник, радовались, значит живой, прямоугольных конвертов побаивались – в них приходили похоронки. 
После пяти лет войны пришла долгожданная победа. Надо было восстанавливать свою страну, свой дом, отыскивать своих близких, которых разбросала война по стране, и привыкать жить мирной жизнью. Это было тяжёлое и трудное время и одновременно радостное и мирное...
Вы, наверно, уже думаете: «что она нам всё историю рассказывает, а где херитаж-винтаж, когда МК по страничке будет?» Вот теперь и будет)
Временной период определён. Для себя вы сами можете выбрать военную или послевоенную тему. А я на примере своей странички покажу, как можно использовать в работе не только личные снимки и небольшие памятные вещи, но и воспользоваться историческим материалом, особенно, если кроме рассказов родственников ничего и не осталось (и да интернет с принтером нам в помощь)). 
Думаю, вы знаете, что в войну и в последующие послевоенные годы патриотический дух народа помогали поддерживать песни, стихи, книги, фильмы (как художественные, так и документальные), а также агитационные плакаты… Вот кое-что из этого я и буду использовать в создании странички.
1. Тема.
Я беру военное время. У меня есть единственная фотография, пришедшая с войны. Она маленькая, но с большой историей.

В центре фотографии старший брат моего отца Виктор Николаевич Кондратьев, погибший в ноябре 1943 года. На обороте есть надпись (несмотря на ошибки, написано старательно, выведена каждая буква). 
Фотография когда-то была вклеена в альбом и обрезана, так что на пропущенном месте было «от гориче» (от горячо).
История. 
В 1943 году, достигнув призывного возраста (17 лет), Виктор с приятелем решили идти на фронт. У него была возможность получить бронь, но он отказался. На фронт они попали не сразу, сначала было несколько месяцев учебки. Там и был сделан этот снимок.
Окончив учебку в звании рядовых, Виктор и его приятель были отправлены на фронт. Линия фронта проходила вдоль русла Днепра. Тогда готовилась массивная операция на Украине, которая получила название «Битва за Днепр». Задачей было по всей линии фронта переправить войска с техникой на противоположный берег реки, закрепиться там, выбить врага с территории и продолжить наступление дальше. Под постоянным массивным обстрелом строились переправы для крупной техники и танков, а солдаты переплывали реку и в лодках, и в шлюпках, и на самодельных плотах. 
Осенью от Виктора пришло письмо с единственной строчкой: «Завтра бой. Останусь жив, напишу». 
В семье начались долгие месяцы ожидания. Но писем больше не было, похоронка тоже не приходила. Убит или попал в плен? Потом пришло известие – пропал без вести. До конца войны жили надеждой. И только случайно на одной из улиц встретился им приятель, с которым Виктор ушёл на фронт. Ему было неловко от этой встречи. Он рассказал, что было в день боя.
Надо было переправляться через Днепр. Стали садиться в шлюпку, она оказалась переполнена. Рядом была вторая, и солдат в ней было меньше. Виктор только перепрыгнул во вторую шлюпку, как в неё тут же попал снаряд. Все, кто был в шлюпке, погибли. А затем началась ужасная мясорубка. Некоторые солдаты, чтобы избежать боя и быть комиссованными за непригодность, лишали себя пальцев рук (нечем нажать на курок). Приятель Виктора поступил также. Остаётся только догадываться, почему он, вернувшись домой, ничего не сообщил родным Виктора.
Эту историю я оформлю в виде страничек письма (не просто так я рассказывала про письма в начале поста)). В дополнение к этому я распечатала карту боевых действий той операции. 
2. Подбор бумаги и дополнительных материалов.
Теперь подбираю бумагу, соответствующих цветов: выцветший зелёный, землистый, цвет пожелтевшей бумаги, блёклый голубой и красный.
В результате подошла бумага от Basic Grey с гранжевым рисунком: зелёная и коричневая.
Кроме фотографии я задействую и её оборот, поэтому сканирую её с двух сторон и распечатываю. Оборот пойдёт на тег и ещё я хочу использовать отдельно две нижние строчки (имя и дата). 
Что ещё мне может понадобиться в оформлении странички. Конечно же, георгиевская ленточка и ткань зелёного цвета, как солдатская гимнастёрка (у меня есть белая, но я её покрашу), бинт тоже может понадобится (остался от другой работы). А ещё я нахожу в интернете советские плакаты за 1943 год и документальные снимки «Битвы за Днепр», сделанные военными фотокорреспондентами. Из них отбираю самые подходящие и распечатываю нужного мне размера. Это и есть тот самый исторический материал, который «оживит» мою работу.
3. Подготовка материала: старим, тонируем и красим.
Состариваю всё, что можно/нужно состарить.
Для писем крашу тетрадные листы в кофе, только не замачивая в тазике, а просто кисточкой (белка) наношу кофе с обеих сторон и отправляю сушиться на газетку.
Карту состариваю точно также, как и в первом этапе.
Тетрадные листы и карта высохли. Они практически ровные, поэтому разглаживать их утюгом я не буду. 
Из части тетрадных листов складываю треугольники по схеме и тонирую их с одной стороны.
Теперь надо покрасить ткань в цвет гимнастёрки. Для этого я беру акриловую краску трёх цветов.
 
Можно использовать и акварельные краски, и спреи, и стейны или дистресс-чернила аналогичных цветов. Но мне удобнее акриловые, т.к. смешивая их, видно какой цвет получается и после высыхания краска не смывается.
Смешиваю краски в таком соотношении:
зелёная – 1 часть, сиена – 2 части, охра – 3 части
Ткань, предварительно намоченную в воде и отжатую, крашу с двух сторон. Кисточку использую синтетическую (она жёстче, чем беличья, и волоски не лезут, как у щетины).
Ткань получилась ровненького цвета, а мне нужно, чтобы цвет был линялый и местами грязноватый. Снова беру краски: чёрная (сажа газовая), охра и сиена. Наношу их точечно по всей ткани. 
И начинаю небольшими круговыми движениями растирать краску кисточкой до плавных переходов цвета.  
Переворачиваю на обратную сторону и опять растираю. Делаю так, пока между пятнами не будет плавного перехода. Затем отправляю ткань сушиться самостоятельно. 
Высохший конечный результат – линялая тканька)). 
Пока ткань сохла я затонировала распечатанные документальные фото, плакат и георгиевскую ленту. Ленту намочила в кофе, скрутила в комок и обмотала ниткой, чтобы не раскручивалась, ещё раз намочила в кофе и, не отжимая, оставила высыхать (по складкам кофе дал более тёмный цвет). У фотографии скруглила края и наклеила её на подложку. Карту разделила на две части: сама карта и текстовая часть с обозначением линий фронта.
Постараюсь, чтобы текст хотя бы частично был виден на страничке, мне нужно, чтобы он работал, как подзаголовки или журналинг.
4. Раскладка страницы.
Я хочу, чтобы страничка была похожа на музейный стенд, вроде этих, только покучнее):
Итак, делаю предварительную раскладку.
Общий вид меня устраивает. 
Осталось обрезать фоновую бумагу до нужного размера и доработать низ раскладки.
Вот и треугольник пригодился, а бинт остался не у дел))
5. Пишем письма - пишем историю.
Осталось написать журналинг на тетрадных листах и оформить тег. Для чистоты эксперимента писала стальным пером (аттракцион невиданной сложности)))
На отдельном кусочке написала единственную строчку последнего письма (старалась писать таким же почерком, как на обороте фотографии). Саму историю написала уже своим почерком.
Распечатанный оборот снимка приклеила на ватман и вырезала прямоугольник по размеру надписи снимка. Затонировала его с двух сторон. После того, как он высох, обрезала с одной стороны уголки, проделала отверстие офисным дыроколом (кроподайлом было бы гораздо удобнее) и написала краткую генеалогическую карточку (все её пункты приведены в первом этапе этого курса).
6. Собираю страничку и вношу мелкие коррективы.

После того как я приклеила все основные элементы на страницу, мне захотелось добавить ещё пару деталей, а то слишком много бумаги. Раз события происходили в конце лета и осенью, то хорошо было бы добавить красно-коричневых скелетированных листьев. Нужного цвета нет, будем красить.
Каждый лист крашу в несколько цветов (так выглядит естественнее). 
Чёрную краску добавляю в самом конце по краям листа, затем слегка промакиваю салфеткой с двух сторон, чтобы снять излишки краски и даю листьям полностью высохнуть.
Вот конечный результат.
Листики надо немного состарить (надорвать края и сделать разрывы в листе) и можно клеить на страничку.  
И ещё я хочу перевязать странички письма льняным шнуром, чтобы это выглядело стопочкой писем, а не висящими объявлениями.
На клей ПВА прклеиваю один конец шнура под нижнюю страничку, а другой под верхнюю короткую страничку. 

Как только клей высох, связываю концы шнура вместе. Теперь письма в сборе:
Готовая страничка.
А теперь посмотрите какую замечательную страничку по послевоенному времени сделала для вас наш дизайнер Ольга Елтышева. 

На фото мой дедушка, после войны он работал садоводом, не мужская профессия, скажете Вы! но он был настоящим мужчиной, он прошел три войны, был весь израненный и до конца своей жизни ходил с палочкой, которой и гонял местных ребятишек, чтобы они не воровали яблоки) хотя он очень любил детей! Все послевоенные фотографии запечатлели счастливых людей, думаю, они были рады, что все закончилось, что можно жить мирно, отстраивать свои дома, рожать детей и просто дышать свежим новым воздухом!
Бумага Графика 45, украшения Prima, краски Luminarte, чипборд, глимер глейз, штампы, кофе, дистресс чернила, пуговки.



А теперь задание для этого этапа:
1. Сделать страничку ( фото 1941 -1955 годов).
2. Обязательно пишем журналинг. Журналингом может быть даже история о том, как и где вы нашли фотографию с которой делаете страничку.
3. Использовать в работе документальные материалы на выбор (карты, плакаты, афиши, снимки фотокорреспондентов, газетные статьи и т.п.). Я понимаю, что принтер есть не у всех, поэтому можно использовать в работе какой-нибудь лозунг или девиз с плаката тех лет. Также можно использовать фразы со скраповой бумаги, но чтобы было по теме.
4. Обязательные элементы: 
- ткань , марля (бинт), брезент, шинель и т.п., но не кружево;  
- шнур или лента;
- использовать краски любые.

Из необязательного: попробуйте какой-нибудь деталью отразить время года.

В помощь  - ссылки:
плакаты по годам;
карты боевых действий и другие - в левой части выбираете нужную вам карту по названию и скачиваете её (список длинный).

Итак, ждём ваши работы по второму этапу до 14 октября включительно.
А Random выберет участника, которому достанется приз от Мемуариса!

27 комментариев:

  1. господи - просто шедевр - любоваться и любоваться...настоящий архив!!! браво....

    ОтветитьУдалить
  2. Невероятно сильная работа - до мурашек по коже!

    ОтветитьУдалить
  3. Ира, спасибо за мк, за советы, за приемы подготовки материалов - колоссальная работа, но и РЕЗУЛЬТАТ того стоит - как будто со стенда музея. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. работы... прям слов какие классные!!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Какие вы молодцы!!!! История в одной страничке!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Ирина, я в восхищении от вашей работы. Очень сильная. Столько значимых деталей, такая гармоничная, продуманная композиция. Для меня это высший пилотаж. А сама история. Невероятно трогательно. Какие же они все герои!
    ...Вообще, уже второе задание в этом Скраповедении, и над вторым я опять плачу. Ну невозможно трогательно. И по-настоящему всё у вас.
    И тем приятнее было увидеть лёгкую и светлую страничку про Олиного дедушку.
    Девочки, спасибо вам огромное) Вы - невероятные молодцы)

    ОтветитьУдалить
  7. Просто потрясающе!!! очень впечатляет))))

    ОтветитьУдалить
  8. аааа, я думала все страшное уже позади!!! Эх, надо бежать, искать, рыть свою историю.
    Девочки, какие вы умнички! Столько знаете о своей семье. Достойно восхищения. Работы прекрасны. Стопка писем меня покорила.

    ОтветитьУдалить
  9. Оля, Ира, какие у вас сильные работы, какие истории интересные! Не участвую, но с интересом жду каждый урок, спасибо)

    ОтветитьУдалить
  10. Ира, супер! Очень сильно! Очень здорово! И история, и идея, и воплощение! До слез! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  11. Девочки, я в восторге! Работы прекрасные, интересная задумка со стопкой писем у Иры. Олина страничка такая теплая, душевная. Спасибо за Вашу красоту!

    ОтветитьУдалить
  12. Ирина (и Ольга), присоединяюсь к восторгам ) Оба этапа очень подробно и интересно изложены, с МК и семейными историями-здорово! С удовольствием принимаю участие)
    И у меня возник вопрос: почему Вы не делаете в своих страничках заголовки? Мне кажется, что заголовок это такое важное дополнение странички, отправная точка для журналинга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо за вопрос, иногда делаю заголовок, иногда нет, по настроению и необходимости на страничке) на мой взгляд, это дело вкуса.

      Удалить
    2. Татьяна, спасибо! Оля права и настроение и необходимость влияют. Бывает, что для некоторых страничек я не всегда могу подобрать ёмкое название. Хотя эту страничку можно было назвать "Последнее письмо", но вот не легло как-то...

      Удалить
  13. просто шикарные работы. цепляют прямо. когда нибудь я повторю все это и сделаю альбом. сейчас катастрофически не хватает времени

    ОтветитьУдалить
  14. Ирина, это просто невероятно!!! И работа и история и все-все..столько деталей, так много внимания мелочам, с ума сойти!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Ирина, это просто великолепный урок, читается на одном дыханием. Это какой титанический труд надо было проделать, чтобы весть процесс МК зафиксировать!

    ОтветитьУдалить
  16. мурашки...
    от истории, от работы..Ирина, браво!
    вечная память нашим дедам и прадедам.

    ОтветитьУдалить
  17. Читала и мурашки по коже, от пальцев ног и до макушки.

    ОтветитьУдалить
  18. увидев проект 20 сентября...я понимала - мое
    вчера в последних -летящих -спешащих успела на 1 этап
    сегодня я боялась открывать новоое задание))) и в другое время улетела с вами девочки! это же потрясающе в прямом и переносном смысле! сердце замирало, мурашки по коже и слезы, ...без них никак...боюсь даже доставать фото свои...
    Ирина и Ольга, Вы невероятности нам открывающие! лично я бы не подумала даже притронуться к Графике)))
    Вам мое маленькое и простое спасибо за вашу работу и вдохновение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за такой теплый отзыв! Будем рады увидеть Вашу работу!!!

      Удалить
  19. Девочки, спасибо вам большое за тёплые слова. По сути, когда делаешь странички, ты пропускаешь событие снимка через себя, а делая херитажные работы, через тебя проходят ещё и судьбы людей и далёкое время. Поэтому так это всё сильно затрагивает. И я думаю, ваши странички вызовут не меньшее чувство и у вас и у ваших близких.

    ОтветитьУдалить
  20. Девочки, работы потрясающие! Ира, спасибо за МК и за историю. Очень трогательно, цепляет до мурашек. Вообще, ты так точно сказала, что когде делаешь, пропускаешь через мебя. К первому этапу я делала страничку про родственников мужа - не смогла прочувствовать до конца, очень мало про них знаю, но и то захотелось послушать подробно их историю, узнать, чем они жили. И все равно на результат смотрю и что-то ёкает))) понимаю, что это давние родственники моей дочери. А еще мне рчень понравилась твоя идея с письмами:) жаль, у моейбабушки не сохранилось старых писем, только фото - дедушка часто ей присылал, когда в армии служил

    ОтветитьУдалить
  21. Очень классно, продуманно, мастерски. МК великолепный, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо за потрясающий урок! Странички цепляют до самых глубин...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.